О его жизни почти ничего не известно.
До нас дошло так мало его картин.
Но они прекрасны…
Говорить о том, что чувствуешь, когда смотришь на полотна Яна Веремера, бессмысленно. Так же как и говорить, чем они захватывают. Но не высказать свое мнение также очень сложно, хотя и опуская размышления о световых приемах и мастерском изображении разнообразнейших поверхностей ввиду отсутствия соответствующего образования.
Мне кажется, что секрет картин Вермера это истинность и правдивость, с которой изображена жизнь простых людей. И интимность, которая приходит с истинностью. Потому что люди изображаются Веремером не в пафосных позах, рассчитанных на публику и зачастую весьма неестественных для человека, как скажем у того же да Винчи. Наоборот, создается впечатление, что ты заглянул в замочную скважину в чужом доме. И вот она настоящая жизнь – прямо перед твоими глазами. Вермер изображает людей такими, какими они есть. Есть в быту, потому что быт – тоже часть нашей жизни. Обе кинематографические попытки воссоздать жизнь художника изображали момент зачатия картины, как проблеск: Вермер просто смотрел на окружавших его людей, и вдруг он видел что-то, что потом переносилось на полотно. Это был просто какой-то момент. Одна поза, жест или выражение глаз, которые оказывались для него чем-то вроде откровения. Вполне возможно, что это лишь домыслы. Что Вермер сам ставил свои модели таким образом, чтобы они выглядели наиболее естественно. Но это только прибавляет ему гениальности…
Как бы там ни было, но его картины чаруют. Захватывают. Они поразительны…
Девушка с жемчужными серьгами
Сайт о нем.
Коллекция картин.