Один друг родителей в начале 90-х гг. покрестился. Папа тогда с иронией назвал его перебежчиком и прибавил: "Что это за вера такая? Жил до 40 лет и кричал ура партии, политический ветер подул в другую сторону и он вдруг "прозрел". Сам отец никогда не был верующим и так и остался атеистом. На мое желание покрестить Лиску он смотрит с кривой усмешкой, а когда мы ссоримся иногда говорит: Что вы за христиане такие? Да я во много раз вас добрее. В чем-то он прав. Немного грехов числиться за моим отцом куда меньше чем за большинством из нас. Мама - наоборот крещеная и верующая, в вере воспитанная. Правда эта вера своеобразна. У нас в семье не принято ходить в церковь, соблюдать посты или молиться. Бог - в сердце. Это главное.

В виду приближающихся - я надеюсь - крестин Елизаветы, а также от моего все возрастающего интереса к жизни своих предков, я стала распрашивать у мамы и бабушки про крещение и веру в нашей семье. Вышла любопытная история...

1930-е
Совсем недавно узнала, что мой прадед Михаил по материнской линии был чекистом. Не то, чтобы меня это потрясло, но я этого, откровенно признаться, не знала (до 25 лет). Т.е. я знала, что он был на войне и потерял там руку (дошел до Чехословакии), вернулся домой с туберкулезом легких, был немногословен, имел 6 детей от моей прабабушки Прасковьи, был кормильцем семьи и, если кто-то вел себя за столом неподобающим образом, облизывал ложку и давал зачинщику по лбу. Он умер в один год со своей старшей дочерью и со своим зятем - моим дедом. Он был председателем сельсовета и был партийным. А вот то, что он был чекистом, я не знала.

Тем более странно то, что Веру я унаследовала от своей матери, которую та унаследовала от моей бабушки. А уже бабушка унаследовала Веру от прабабушки Паны (как мы ее называли). Мама говорила, что прабабушка была очень мудрой женщиной. Она не имела образования, потому что родилась еще до революции в сибирской глубинке, но образование и мудрость - вещи суть разные. Мама говорила, что бабушка никогда не работала, кроме как до замужества в юном возрасте. Всегда отзывалась позитивно о большевиках, которые освободили ее. И верила в Бога...

Я спросила у своей бабушки, как ее - бабушку - крестили. Ведь ходят легенды, что при Союзе это было запрещено, тем более, что дед был партийным и не последним человеком в поселке. Ведь его просто напросто могли наказать за то, что у него крещенные дети. И вот что бабушка мне рассказала. Мой прадед говорил прабабке: "Прося, не ходи в церковь, не крести детей". А она что... махнет рукой и пойдет тишком-нишком в церковь с очередным ребенком и покрестит. Когда бабушка родилась они жили в поселке Х., и прабабушка ходила в районный центр, где осталась церковь, чтобы покрестить ребенка. Мужу знать об этом было необязательно.

Еще бабушка рассказывала, что женщины из их поселка (когда они осели в П.) ходили 120 километров до деревни, в которой осталась церковь, и среди них была прабабушка Пана. Они шли несколько недель туда и обратно. Они жили в самой глуши, в селении стоявшем на одном из притоков Енисея, окруженные с трех сторон непроходимой тайгой, дальше за их поселком была маленькая деревенька с лечебных озером, а за ней вниз по течению - поселение чалдонов и поселение староверов. Мой прадед не знал о крещении детей и о походах в церковь, а может просто закрывал глаза. Наверно, он тоже был мудрым. Мама говорила, что если бы в партии были все такие люди, страна была бы куда лучше. А ведь он вернулся с войны с медалями. Долгое время они хранились у прабабушки, а после ее смерти куда-то пропали. Хотя мне кажется что главное не медали. Главное что он был - такой какой был. И благодаря его существованию живут теперь многие люди, включая его потомков. Некоторые еще помнят его...

1950-е
Маму мою и ее сестру тоже крестили - уже в П. Нет, там не построили церковь. Там просто жила такая себе баба Меланья, которая крестила детей по всем правилам обряда, такой себе таежный Иоанн Креститель. Крестили детей в цинковых ваннах, в которых их и купали. Крестили на дому, не на реке. Все это мне напомнило рассказы о тех временах, когда христианство было совсем молодой религией и жило в подполье. Было, как мне кажется больше истинности в вере тех, кто ставал христианином. По крайней мере они сознательно делали такой выбор - не потому что так принято или нельзя иначе, а потому что так велит им их сердце. И вера их напоминала маленькую лампадку заженную в непогожую бурную ночь. И своих детей они крестили и воспитывали в этой вере, именно воспитывали... объясняли...

1980-е
Перестройка. Мне пять лет, мама предлагает мне покреститься, объясняет о Боге. По-моему мы ехали в трамвае (тогда еще они не были битком забитыми). Я согласилась, не в последнюю очередь потому, что это мама мне предложила... Но по крайней мере у меня было право выбора. Не покрестили меня сразу потому, что папа с мамой жили тут - в Киеве, далеко от ее семьи. Она была молодой, в чужом городе, в другой республике, не знала к кому обратиться за советом, в какую церковь пойти. В общем, пока решалась прошло 5 лет... Во время нашего очередного визита в Сибирь, маму еететка пригласила крестной своему внуку, и мама, воспользовавшись моментом покрестила меня.

Это сейчас кресить детей легко. Зашел в гугл, набрал слова "церковь Киев" и нашел целый список церквей. Выбрал одну, договорился о приватном крещении (за деньги, естественно), назначил время и дело сделано. Сейчас крестят только по одному человеку за раз. А тогда я попала на массовое крещение нас было человек 20, которых крестили в церкви, в сибирском городе на реке Енисей, и еще крестные родители. Со мной была моя мама, потому что она выступала в роли крестной моему троюродному брату. Всего нас было человек 5 детей, 1 грудничок. Помню я боялась, когда мазали руки и лоб, мне все казалось, что это что-то вроде зеленки (в детстве я регуляно била коленки, локти и руки). Еще помню меня не носили за иконостас - потому что я девочка (я тогда не понимала, что не это главное). Такая массовость мне напомнила крещение Руси Владимиром Великим в 10 веке н.э.

И еще мы не платили за крещение. Церковь тогда только возвращала себе былое могущество и ей нужно было привлечь как можно большее количество последователей. Так что если сравнивать это со стратегией появления на рынке, то нас для начала привлекли бесплатной услугой, а потом стали взымать за нее деньги в соответствии с прейскурантом. Возможно кому-то покажется, что я слишком цинично говорю о церкви, которая приняла меня в свое лоно, сделав меня официальной христианкой, но, видимо, такова специфика веры в моей семье, за несколько поколений у нас появилось некое понимание того, что религия - это одно, а вера - другое. Кесарю, как говорится Кесарево... а Богу душа... Обряд - это формальность, а вот мысли и чувства - это нечто реальное, осязаемое, важное...

Впрочем, я бы не сказала, что у меня с Ним простые отношения, но это совсем иная история...