- Все люди равны! - сказала Галочка. Галочка была отличницей из тех девочек, которые много и упорно учатся, зазубривая програмные книжки, не особо вникая в сложную канву причинно-следственных связей. "Хорошая память, усердный труд всему классу нос утрут!" могло бы стать ее девизом. Фраза, которую она мне только что продекламировала тоже была програмной, Галлочка ее не понимала. Поскольку с самого детства таких заучек я нелюбил, справедливо их считая людьми начисто лишенными воображения, я решил поставить ее на место сразу же. На первом занятии.
- Галлочка, а вы понимаете суть равенства?
Глаза Галочки заметались как два беспомощных галчонка, простите за тавтологию.
- Валерий Петрович, этого не было в учебнике...
- Шаг влево, шаг вправо расстрел? - спросил я.
- Что?
- Галочка, суть образования не состоит в том, чтобы начинить детей, как какого-нибудь гуся всеми подряд знаниями. Учитывая несовершенство человеческой памяти подобные человеческие усилия не оправдывались ни в коей мере, и не окупались бы. Для хранения данных существуют более надежные носители. Компьютеры например. Поэтому ваша задача, как ученицы, не столько в получении знаний, сколько в способности их осмысливать и привносить в них что-то свое И на это вы, в отличие от компьютера по идее должны быть способны. В отличие от других носителей информации, вы имеете полное право ее трансформировать в нечто иное, новое... Понимаете?
Галочка неуверено кивнула. Я внутренне торжествовал. Каждый год у меня было несколько таких учеников, над которыми я устраивал экзекуцию, удовлетворяя природную потребность человека издеваться над себе подобными. Бить я не мог. Еще со школы. Не потому что был физически слаб, а потому что считал это ниже своего достоинства.
- Так вот, моя милая, я хочу, чтобы вы мне ответили на простой вопрос, что такое равенство? И почему все равны?
- Ну... равенство, это когда люди равны. И многие мыслители считали, что все равны и это справедливо....
- А если я скажу вам, что все люди неравны?
- Равны! Здесь так написано, - сказала Галочка. - В нашем государстве все люди равны!
- Галочка, вы знаете, что равенство - это взаимозаменяемость?
Она покачала головой.
- Кто еще считает, что все люди равны? - спросил я. Неуверено начали подниматься руки. Большинство класса. Ага. Читают, верят и не думают. - Так вот, Галочка, если все люди равны, тогда я думаю вы сможете поменяться с Верой, и она вместо вас пойдет на Олимпиаду по английскому.
- Нет! - взвизгнула Галочка.
- Почему? Ведь все люди равны....
- Верочка в этот же день учавствует в конкурсе красоты!
- Ну, а вы пойдете вместо Верочки на конкурс.
- Нет! - заверещало одновременно несколько человек.
- Почему? - спросил я.
Встала староста класса - Люда:
- Валерий Петрович, мы уже договорились с директором... Вера будет на конкурсе, Гала на олимпиаде.
- Ну я думаю, я как ваш классный руководитель смогу уладить и поменять их местами. Ведь все равны....
У люды начал дергаться левый уголок рта. Я знал, что они врут. Я знал этот класс, я выучил их табеля и их личные дела. Вера была красивой дурочкой, а Гала умной невзрачной девочкой. Классический сценарий. И дети в него попадаются каждый раз.
- Не надо, Валерий Петрович...
- Это почему же?
- А вы не знаете?
- Нет и даже не догадываюсь.
- Верочка.... она плохо знает английский.
- Вот как? Ну я думаю не хуже Галы, ведь все равны.
И тут не выдержала Верочка:
- Да ваша Гала вылетит с конкурса в первом же туре! Посмотрите на ее... - она запнулась о взгляд Галочки. - А я... я двоешница!
- Вот как? Значит вы неравны?
- Нет...
- Ну хорошо. Галочка, ты не хочешь, чтобы наш класс продул на олимпиаде, но я слышал, что Витя так же хорош в английском, как и ты. Может пошлем его?
- Нет!
- Почему? у него тоже конкурс?
- Нет...
Гала потупила глаза. Я чувствовал, что она сейчас разрыдается.
- Но ведь вы равны...
- Не равны! Витя способный в математике, ему эта олимпиада по английскому не поможет для поступления, а мне еще как! - Галочка перешла на визг. Все таки переборщил я маленько. Но решил дойти до конца:
- Вот как? А как на счет Илоны, которая тоже собирается на филологический?
- У нее папа в министерстве! Она-то поступит куда угодно!
- Успокойся Галочка, если тебе так важно поступить, мы ведь можем послать вместо тебя скажем очень молодо выглядящую студентку старших курсов филфака, а сказать, что это ты. Я уверен она напишет олимпиаду намного лучше чем ты, просто под твоим именем.
- Так нельзя!
- Можно, если осторожно...
- Нет! Я хочу сама! Сама хочу! Потому что я старалась. Я училась! Я трудилась...
Гала разрыдалась. Класс, затаив дыхание смотрел на меня. Коллективный когнитивный диссонанс - торжествующе подумал я.
- Итак, что мы имеем. Вы неравны ни в ваших физических, ни в ваших умственных характеристиках. Вы не равны в ваших возможностях и в тех обстоятельствах, которые складываются вокруг вас. Вы даже неравны в вашем выборе, потому что другая бы на твоем месте, Галочка, согласилась бы не раздумывая, лишь бы получить желаемый результат. Вы даже неравны перед законом, потому что, как правильно сказала Галочка, у кого-то папа министр, а кто-то так набедокурил в детстве, что стоит на учете в милиции, а ктото не в ответе за свои действия, потому что он сумасшедший, и к нему нельзя применять нормы права, как к нормальным людям. Более того, я вам скажу, что мы и в правах свои неравны, не говоря уже об обязанностях... Как мальчики? Думаете об армейском долге Родине. И знаете почему вы неравны? Потому что равенство в значении взаимозаменимости вам чуждо. И дело тут не в том, что Галочка умнее, Вера красивее, а Илоне с Виктором не нужна эта самая олимпиада. А потому что... - я сделал паузу. - Потому что ваша Галочка личность с характером. Она индивидуальна. Она уникальна. Она знает об этом, по крайней мере подозревает. И она не хочет быть замененной, никем. Она хочет получать заслуженную оценку своему труду и себе, пусть это будет оценка ниже.
- Почему же мыслители прошлого писали, что люди равны? - спросила Вера. Я сумел и ее зацепить за живое, и ее заинтересовать.
- Не знаю.... вопреки вашим представлениям о нас, мы, взрослые, не знаем все ответы на все вопросы.
- Что же делать нам? Что думать? Равны мы или нет?
- Каждый решает это для себя. Это то, что я пытался вам показать. Вы прочли книгу, подумайте, согласны в с высказанными идеями или нет. Попали в какуюто ситуацию, которая стала для вас поучительной, проанализируйте ее. Сделайте свои выводы, но будьте готовы к тому, что найдутся ваши оппоненты. Потому что частный человеческий опыт, как бы ни был он велик, по сравнению с непознаваемым общечеловеческим опытом ничтожно мал... поэтому мой вам совет, никогда не ведите себя так, будто ваша многострадальная жизнь позволяет вам делать великие выводы и обобщения касательно всей жизни и этого мира. Это по меньшей мере глупо.
- Валерий Петрович, и все же... как вы считаете равны мы или нет?
- Равны...
- Но почему?
- Потому что мы люди....
пятница, 16 ноября 2007
без ярлыков
Комментарии
молодец
Заметь, это говорит та, которая покраснела на последнем абзаце, узнав кое-где себя...
радость моя, я ведь с себя списывала ) ну и с других тоже. литература = жизнь. просто жизнь
равнолитературавот видишь, как оказалось в нас много общего...хотя чёрт его знает...
Ты - умница
1) люди не равны
2) механические знания мальорозман поощряются у нас гораздо больше, чем творческие (что меня и бесит)
3) равенство не означает справедливости
Долой идеалы комсомольской правильности!
ЗЫ Изложи это нашей преподше по правам человека - мне это в своё время не удалось
и это не может не радовать ; )
Einsturzende попрошу!!! ) я не плесень! я Багиня! )))
eraalex по-моему у нас и творчество пытаются сделать механическим....
о равенстве не спорят, как и о свободе ) ("я все это придумал в час когда мне не хотелось спать") ; )
о справедливости я вообще молчу. некоторым людям с добром относиться нельзя - на голову сядут...
Комсомол форевер!!!!! ))))
пс. фигушки. после иринындревны чОрнухи я отказываюсь давать показания преподавателям по любому поводу )))
ппс. может викырЪюрьича попросим прочесть нам лекцию на тему?
о равенстве спорят и нужно спорить. чтобы не покупаться на лозунги
справедливость - это когда тебя посылают, а ты думаешь, что конфетку дают
Комсомол - пошлю его на...
кроме вышеупомянутого случая есть и очень отзывчивые и понимающие преподы
лекций в своё время наслушалась достаточно. да и не в том я нынче статусе, чтоб лекции слушать
на лозунги можно не покупаться, не споря )
я всегда считала, что у тебя предубежденное отношение к советскому союзу, не то вследствие того, что ты в нем не жила, не то потому что так сложились у тебя семейные обстоятельства.
андреянотлич например....
почему?
в совке больше всего гладили по головке тогда, когда ты наизусть цитировал маркса и ленина, а не когда ты думал, о чём они писали...
и потом, для чего нужны ориентиры? для чего нужно строить светлое будущее? ну или европейскую интеграцию - как кому нравится? неужели мы не можем жить без идеологии?
и весь состав кафедры
потому что не хочу возвращаться в студенчество
гм, ну тогда попытайся доказать детям сиротам или безприютным, или бомжам или шахтерам или крестьянам, что сейчас жить лучше )
по поводу идеологии и ориентиров я могу тебя отослать сюда
diary.ru/~2029/?comments&postid=37645477
мы недалеко ушли от совка
ссылку изучаю
среда формирует личность.
shokoladnizza хорошо и мило тем что не ответ а вопрос... равны мы чисто теоретически юридически
eraalex а я вот люблю совок за красивые мыльные пузыри... и за страшный паспорт (читай Маяковского
к тому же личность существует не в одной среде!
Творец_сновидений люди? те, кто не принимали этот строй, давно ушли в мир иной. остались только те, кто приняли и прониклись! и стали роботами
я ненавижу совок и больше всего за то, что он до сих пор жив!
в данном случае надо принять то, что мы на 99 процентов состоим из того что в нас влили. и на 1 процент из животных инстинктов
в мире нет общества, которое было бы лучше или хуже советского.
давай не будем продолжать. ты противоречишь тому, что написала в посте...
успокаивает тебя это или нет. но мир таков. и ты его не изменишь. а вместо того, чтобы любить его, ты лишь приносишь негатив. вечный деперессивный негатив.
у каждого свой мир... и своя объективная реальность.
любить то, что есть, всегда легче, чем пытаться изменить и измениться
любить то, что есть, всегда легче, чем пытаться изменить и измениться
ты знаешь. между нами было очень много всего. я тебя люблю. но твой снобизм меня убивает. ты ставишь себя выше других людей. а это то, что я в себе хочу и пытаюсь вывести.
люди равны потому что они люди. они разные. к ним нельзя подходить ни с одним мерилом кроме как с любовью... потому что только любовью не мерят, а одаривают. это я пыталась сказать.
и еще пыталась донести до вас другую идею: что да! мы все получаем из внешнего мира. но мы люди. Человеки. нам всем дано Творить и привносить что-то в эту жизнь. и каждый человек Творец! каждый. да, среда формирует человека, но это не означает что она всех формирует одинаково. как раз наоборот. она всех формирует по разному.
ты знаешь, что у меня очень сложные взаимоотношения с религией. но вот что я тебе хочу сказать. для кого-то Библейские истории - это догма, а для меня это неисчерпаемый источник проблемных вопросов.
быть догматиком или фрилансером - это опять же выбор человека. и я не скажу, что мой выбор правильный или неправильный. я даже не стану судить легче он или тяжелее. это мой выбор. так же как догматизм - выбор других людей, у меня есть несколько таких пч, которых я уважаю и восхищаюсь ими.
но я так же не буду противоречить тому, что меня формирует среда. банальный пример:
вчера не было света. я сидела и играла на гитаре. это формировало меня - мне понравилось играть в темноте. у меня мать христианка, а отец атеист, это тоже формировало меня - я никак не могу определиться с верой. у меня был женатый любовник, это тоже внесло свою лепту - я против измен. я не читала анну каренину, но читала войну и мир. это тоже меня сформировало: для меня Болконский - герой. я близнецы по знаку зодиака - я наглая и талантливая. у меня рост 160 и по этому поводу комплекс. это все на меня повлияло.
но пойми. мы можем найти похожую девушку, у которой похожий жизненный путь. а выводы она сделала абсолютно другие. но при этом она опиралась на схожие ситуации. и она может безразлично отнестись к игре на гитаре, стать католичкой, перестать доверять мужчинам, влюбиться в долохова, быть не талантливой, но веселой и свободной и гордиться своими 160.
но ее сформировали ТАКАЯ же среда, как и меня. это конечно утрировано, но...
у меня нос не крючком и зубы не торчком... )